Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов об уходе с российского рынка западных брендов одежды и аксессуаров и новой бизнес-модели для отечественных предпринимателей
Айдагулов Марат: настало новое время для российского бизнеса
Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов в своей статье «Lamoda или новая «Крестьянка»?» (https://маратайдагулов.рф/scenarii-adaptacii-legkoi-promyshlennosti3) описал современную ситуацию на российском fashion-рынке после ухода зарубежных брендов одежды и аксессуаров из РФ.
По мнению Марата Айдагулова, прекращение работы западных компаний освободило нишу, которая по приблизительным оценкам составляет 200 млрд. рублей в год.
Речь идет о брендах, которые с февраля остановили работу – это холдинги H&M Group, Inditex, премиальные бренды Chanel, Christian Dior, Hugo Boss, Prada, Tiffani, Bvlgari, Fendy, Bogner, спортивные марки Adidas, Nike и другие.
Эксперт отмечает, что это открывает новые возможности для российского бизнеса, причем как для уже существующего на рынке, так и для новых компаний. Он напоминает, что ряд отечественных марок активно развивается в сегменте, в частности, 12storeez, Love Republic, Zolla, Zarina, sela, O’Stin, Modis, Gloria Jeans и другие.
Марат Айдагулов отмечает существенный потенциал в развитии электронной торговли в fashion-индустрии. Особо эксперт выделяет российские маркетплейсы Wildberries, Ozon, Lamoda, которые показали большой рост оборотов по итогам 2021 года.
«Продажи fashion-товаров на Wildberries составили 336 млрд. рублей. Ozon отчитался, что выручка по итогам 2021 года составила 178,2 млрд. рублей. Хорошие результаты демонстрирует и Lamoda, которая уже во втором квартале прошлого года показала оборот в размере 18,6 млрд. рублей», — пишет эксперт.
При этом он указывает на то, что современные маркетплейсы стали удобны не только потребителям, но и продавцам. Эксперт подчеркивает, что площадки, по сути, создали новую бизнес-модель.
«Раньше для того, чтобы открыть свой оффлайн магазин одежды предприниматель искал существенные финансовые средства (стартовый капитал). Они были нужны для того, чтобы разработать модельную линейку товаров, произвести их, арендовать и отремонтировать площади в торговом центре, маркетинг и еще очень много дополнительных расходов», — пишет эксперт.
Теперь для старта своего дела предпринимателю достаточно одной модели товара, чтобы выйти на рынок и уже рассчитывать на прибыль. Потому, что всю необходимую инфраструктуру дает маркетплейс. В частности, поиск клиентов, логистика, хранение, помещения для примерки. Бизнесмену же необходимо только заплатить ему комиссию за использование этой инфраструктуры.
«В настоящее время если проанализировать ситуацию, например, на Wildberries, при помощи открытых инструментов, то в категории одежда практически в каждой вкладке можно найти компанию (ИП или ООО), которая торгует на несколько миллионов рублей в месяц только по одному наименованию. Суммарные доходы этих организаций могут составлять сотни миллионов рублей в месяц», — пишет Марат Айдагулов.
Он также отмечает, что маркетплейсы существенно упростили для компаний процесс аналитики и маркетинговых изысканий. Сейчас, по мнению эксперта, потребитель диктует новые тренды.
Для того, чтобы понять, что нужно покупателю: что не устраивает в качестве, материалах, какой предпочтителен фасон, цвет той или иной вещи производителю достаточно проанализировать ситуацию на Wildberries или Ozon. На этих площадках компании могут оценить объемы продаж, отзывы клиентов, проанализировать товар конкурентов.
«Начинающему игроку при хорошей аналитике стало намного проще конкурировать с большими брендами, теперь он может учитывать все их ошибки и давать потребителю именно то, что он хочет», — отмечает Марат Айдагулов.
Эксперт также называет основные вызовы, которые стоят сегодня отечественной индустрией моды.
Во-первых, это технологическое отставание. Айдагулов отмечает, что сейчас важно выстроить систему производства собственной техники для фабрик, чтобы не зависеть от зарубежных машин.
Во-вторых, кадры. Эксперт указывает, что в России профессия, например, швеи непопулярна, непрестижна среди молодежи. При этом автор приводит данные исследований, согласно которым заработная плата таких сотрудников достигает 100 тыс. рублей в месяц. То есть эта профессия конкурентная и востребованная. Марат Айдагулов считает, что сегодня на государственном уровне необходимо усиливать популяризацию этих профессий, а также создавать систему дополнительной поддержки молодых специалистов.
В-третьих, стереотип о том, что в России не делают красивую, качественную и стильную одежду. По мнению Марата Айдагулова, быстро переломить ситуацию не получится, но озаботиться ей и принять меры для решения этой проблемы необходимо уже сейчас.
В качестве одного из первых шагов эксперт предлагает рассмотреть возможность создания дополнительных преференций компаниям с русскоязычными названиями.
В-четвертых, культура потребления. Инфраструктура электронной торговли и лояльность площадок к потребителям создало проблемы для продавцов.
«По мнению производителей, дело в том, что сами площадки избирают максимально лояльную политику по отношению к потребителям. Одна из частых проблем – это количество дней на возврат товара (21 день на Wildberries, например) и лояльная приемка возврата на пунктах выдачи. Таким образом, у человека появляется возможность взять вещь, использовать ее несколько недель и после вернуть ее обратно, забрав при этом деньги. Часто продукция возвращается уже не в товарном виде, но деньги списываются с производителя, и он же платит за многократную логистику», — пишет Айдагулов.
Исправить ситуацию, по его мнению, может введение со стороны онлайн-площадок более жесткой системы контроля за пунктами выдачи товара, которые в том числе принимают возвраты.
Подводя итог Марат Айдагулов констатирует, что уход европейских брендов из России дает большие перспективы для отечественных компаний.