Армянская Апостольская церковь отмечает Пасху - Светлое Христово Воскресение | Секреты суперхозяйки

Армянская Апостольская церковь отмечает Пасху — Светлое Христово Воскресение

Армянская Апостольская церковь отмечает Пасху - Светлое Христово Воскресение

Армянская Апостольская Церковь отмечает 17 апреля Пасху («Затик») — Светлое Христово Воскресение, которое считается одним из величайших праздников Ветхого и Нового Завета.

С раннего утра в армянских церквях не только Армении, но и всего мира совершается богослужение Пасхальной Заутрени. Ему следует обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию.

Этому предшествует служба вечерни в Сочельник и церемония зажжения свечей — Чрагалуйс.

Праздник Святого Воскресения, именуемый в Армении «Затик», означает освобождение, избавление от грехов и возвращение к Богу. Последователи Армянской Апостольской церкви во время приветствия говорят друг другу: «Христос арьяв и мерелоц» («Христос воскрес из мертвых») и отвечают: «Орняле арутюне Христоси» («Благословенно Воскресение Христа»).

Воскресение Иисуса Христа стало основой христианского вероучения. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13-14).

По традиции утром в воскресенье во время Святой Патриаршей литургии Католикос Всех армян Гарегин Второй благословит нашу Родину и армянский народ, рассеянный по всему миру.

Таинство праздника

Праздник Святого Воскресения называется также Пасхой, что означает освобождение, избавление от грехов и возвращение к Богу. Пасха считается одним из величайших праздников Ветхого и в Нового Завета.

Согласно Евангелию, после распятия и смерти Иисуса Христа набожные люди сняли Его Тело с креста и положили во гроб, высеченный в скале. Вход в гробницу был закрыт большим камнем. Через три дня жены-мироносицы – Мария-Магдалина, Иоанна и Мария, мать Иакова, пришли к гробнице, чтобы помазать тело Господа душистыми маслами. Однако, подойдя поближе, они увидели, что камень был отвален, вход в скалу был открыт, а гроб был пуст. Пока они недоумевали, перед ними предстали два мужа в одежде блистающих и сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес …» (Лук. 24: 5-6). Жены-мироносицы донесли весть о Воскресении апостолам, после чего Иисус явился им.

В Пасху верующие красят яйца. Яйцо является символом воскресения и зарождения новой жизни. А красный цвет символизирует животворную кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения. Об окрашивании яйца в красный цвет Св. Григор Татеваци пишет: «Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную: скорлупа похожа на небо, пленка – на воздух, белок – на воду, а желток и есть сама земля. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение».

Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию. Приветствуя друг друга, христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» — «Благословенно Воскресение Христово!». Радостное Пасхальное приветствие напоминает то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскрес!»

Пятидесятидневный период от Св. Пасхи (Светлого Христова Воскресения) до Пятидесятницы (Пентекосте) в Армянской Апостольской Церкви называется Хинунк. Он посвящен таинству Воскресения и Вознесения Господа, поэтому весь этот период является Господним.

Хинунк происходит от слова «пятьдесят». Первые сорок дней посвящены явлению Воскресшего Христа, «Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3).

Последние десять дней Хинунка посвящены Вознесению Христа. Завершается Хинунк праздником Пятидесятницы. Согласно церковным канонам, в этом периоде нет постных дней, и можно употреблять все виды пищи.

Читайте также