Какой церковный праздник сегодня, 1 апреля, чтят православные христиане | WomensGroup

Какой церковный праздник сегодня, 1 апреля, чтят православные христиане

В понедельник, 1 апреля, отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 1 апреля

Великий пост

22-й день

Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.

Великий пост – самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе – подражание сорокодневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2019 году пост начинается 11 марта и заканчивается 27 апреля. 28 апреля – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Наиболее строгие недели поста – первая и последняя (Страстная).

В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников – Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе – до выноса плащаницы.

Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Обычно мирянами не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни (или практикуется только в некоторые дни). Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т. п.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост серьезно смягчается. Детям до определенного возраста, будущим и кормящим матерям обычно достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но вовсе не необходимом можно себе отказать – сладости и т. п.

Дарья Грязная

Мученика Хрисанфа, мученицы Дарии и с ними.

Почитание святых мучеников Хрисанфа, Дарии и других с ними. Пострадали за веру в Иисуса Христа в III веке при императоре Нумериане.

Хрисанф был сыном известного александрийца, сенатора Полемия, который во времена императора Нумериана (283–284) переселился вместе с сыном в Рим. Получив начальное образование, Хрисанф принялся изучать философию. Не удовлетворившись тем, что дала ему философия, он с изумлением открыл для себя Евангелие – книгу воплощенной Премудрости. Ведомый Промыслом, он вскоре нашел руководителя, которого искал, в лице пресвитера Карпофора. Священник из-за гонений прятался в пещере. Карпофор посвятил Хрисанфа в тайны веры и дал в святом крещении новое рождение.

Семь дней спустя Хрисанф вернулся в город и начал проповедовать Христа, к великому горю своих родителей. Полемий сначала пытался заставить его изменить взгляды, обещая наслаждения и богатство. Затем, потерпев неудачу, он заключил сына в мрачной камере в надежде сломить его волю голодом.

Когда отец увидел, что пост и заточение лишь придают сыну сил, он, по совету друга, отвел его в великолепно украшенный зал и пригласил юных девушек, дабы одержать победу над ним с помощью их ласк. Но Хрисанф, призвав Бога на помощь и приведя на память пример целомудрия Иосифа (ср.: Быт. 39), остался нечувствителен к их чарам. Каждый раз, когда бесстыдные девушки приближались к нему, их начинала одолевать сильная сонливость.

Тогда Полемию посоветовали пригласить юную прекрасную деву по имени Дария, уроженку Афин, сведущую в философии. Ее, разодетую в пышные наряды, представили Хрисанфу, и она попыталась уловить его рассуждения в сети духовной прелести. Он ответил ей тем, что описал зрелище смерти и последнего Суда. Затем, когда она попыталась напомнить ему о почестях, подобающих богам, истинный философ без труда опроверг ее доводы, показав, что нет ничего более противоречащего здравому смыслу, чем поклоняться стихиям – земле, воде и огню, придавая им человеческие формы. Услышав эти слова, Дария и сама оказалась во власти истинной мудрости. Они решили притворно изобразить брак, дабы получить возможность прожить в девстве до самой смерти и подготовиться к целомудренному браку на Небесах.

Хрисанф и Дария посвятили себя горячей проповеди среди римской молодежи и убедили множество юношей и девушек хранить целомудрие ради Бога. Язычники были обеспокоены этим и донесли на них префекту Келерину, который отдал приказ об аресте и передал Хрисанфа трибуну Клавдию. Приведенный к храму Юпитера, он отказался принести жертвы. Тогда его связали бычьими жилами, размоченными в воде, чтобы, высыхая, они медленно врезались в тело вплоть до костей. Но Бог чудесным образом избавил его от этого и прочих мучений, которые изобрели гонители.

Хрисанфа бросили в темницу, и она озарилась божественным светом. Его били розгами – они стали мягкими как перья и лишь овевали его. Тогда и трибун Клавдий признал могущество Божие вместе со всей семьей. Он сам, его жена Илария, сыновья Иасон и Мавр, а также воины, которые состояли под его началом, попросили святого наставить их в вере. Они приготовились к крещению, принеся благодарность Богу, и объявили, что готовы за Его имя претерпеть всевозможные мучения.

Узнав эту новость, Нумериан пришел в ярость и приказал бросить Клавдия с камнем на шее в море и обезглавить его сыновей и солдат. Христиане погребли тела святых мучеников в подземной пещере рядом с Салариевой дорогой. Здесь поселилась Илария, чтобы смотреть за светильниками и молиться у их могил. Когда солдаты пришли ее арестовать, она попросила дать ей последний раз помолиться перед могилами святых мучеников и отошла ко Господу. Служанки погребли ее на этом месте и впоследствии построили здесь маленькую церковь.

Опасаясь, как бы число обращенных не увеличилось, император повелел заключить Хрисанфа в ужасную Мамертинскую тюрьму, смрадную и полную нечистот, а Дарию отправил в дом терпимости. Но Господь еще раз посетил своих святых: Он окружил Хрисанфа светом и несказанным благоуханием и послал льва для защиты Дарии от покушений на ее чистоту. Святая воспретила льву съесть первого из них и, с кротостью воззвав к его разуму, смогла обратить нечестивца ко Христу. Хищный зверь в это время нес стражу перед дверью. Затем лев привел и остальных мужчин, и они в свою очередь обратились к истинной вере, услышав слова Дарии. После этого префект Келерин повелел разжечь огонь при входе. Тогда Дария отослала животное на волю и сочла себя готовой к последней битве.

Святые мученики претерпели новые мучения, но без всякого вреда для себя. В конце концов их бросили в ров, который засыпали камнями и землей. Так они стяжали мученическую кончину и достигли Царства Небесного.

В следующем году христиане пришли на это место, чтобы отпраздновать память небесного рождения мучеников. Пресвитер Диодор и диакон Мариан служили Божественную литургию. Тогда Нумериан приказал завалить вход в пещеру, где совершалось богослужение. Все собравшиеся получили святое Причастие, пока солдаты засыпали пещеру сверху землей, и присоединились к радости Хрисанфа, Дарии и с ними пострадавших.

Преподобного Иннокентия Комельского Вологодского

Почтение памяти святого Иннокентия (Охлябинина) Комельского, Вологодского. Основал Комельский Спасо-Преображенский монастырь на речке Еде. Жил в XV веке.

Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский, родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского (+ 9 июня 1427 года) и был отдан в руководство преподобному Нилу Сорскому (+ 1508, память 7 мая).

Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединенной келлии за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.

Предвидя свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и предсказал ему:

«Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в своих келлиях».

По преставлении преподобного Нила, его святой ученик ушел в Вологодские пределы и в 1491 году поставил келью на речке Еде, впадавшей в реку Нурму. В скором времени к нему стали собираться ученики. Следуя завету учителя, преподобный Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.

Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобного Нила Сорского, он оставил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Святой запретил принимать и постригать в своей пустыни юных и безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял право на келлию, а если возвращался, то мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братий.

Будущую церковь преподобный просил освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы (празднуемого 25 мая), ибо святой Иоанн – наставник всем инокам и пустынножителям (в дальнейшем монастырь стал называться Преображенским по главному храму).

Скончался преподобный Иннокентий 19 марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан год, месяц и день преставления.