Какой церковный праздник сегодня, 5 мая, чтят православные христиане

В воскресенье, 5 мая, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Праздник преподобного Феодора. Жил с середины VI века по 613 год. В 10 лет смертельно заболел. Был исцелен двумя каплями росы из лика Спасителя в храме. Обладал даром исцеления и прозрения. Был посвящен в сан диакона, затем – священника. Принял монашество в Иерусалиме. Был Анастасиопольским епископом.

Родился в середине VI века в селе Сикее (в Малой Азии) и от рождения был предуказан как великий светильник миру. С раннего возраста св. Феодор имел желание благоугождать Богу, подвизаясь в посте и молитве. По ночам мальчику являлся св. великомученик Георгий и уводил его в свой храм на молитву, 12-ти лет отрок удостоился видения Спасителя, после которого начал подвизаться еще усерднее.

В 14 лет святой ушел из дома и поселился при церкви св. великомученика Георгия, питаясь лишь просфорой. За свою подвижническую жизнь св. Феодор получил от Бога дар исцелений болезней и власть над бесами, своей молитвой испросил у Бога дождь во время засухи. Желая усугубить свои подвиги, преподобный затворился в тесной пещере, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Питался он водой и хлебом, которые ему приносил один диакон. Два года провел святитель в затворе в полном молчании. Боясь, что св. Феодор умрет, диакон открыл место затвора преподобного и его извлекли из пещеры полумертвым, но Господь через несколько дней совершенно исцелил его.

Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа, и он по внушению Св. Духа посвятил Феодора в сан пресвитера, хотя ему было только 17 лет. Отправившись поклониться святым местам Палестины, св. Феодор принял монашеский постриг в Хозевитской лавре и, возвратившись на родину, поселился у церкви великомученика Георгия. Вскоре около преподобного собралась братия, и образовался монастырь. Продолжая нести великие подвиги, святой стал затворяться в тесной железной клетке без крыши, такой тесной, что в ней едва можно было стоять. В этой клетке он в тяжелых веригах стоял под открытым небом от Пасхи до Рождества Христова, а от Рождества до Пасхи затворялся в пещере.

Во всю святую Четыредесятницу пищу преподобный Феодор принимал только по субботам и воскресеньям. Подвизаясь таким образом, он получил от Бога власть над дикими зверями: огромный медведь три года приходил к святому и кормился из рук его. По молитвам преподобного совершилось бесчисленное множество чудес: многие больные и прокаженные получали исцеление, из целых областей изгонялись бесы, низводились дожди во время засухи, погибла саранча, опустошавшая поля. Имея дар прозорливости, святитель Феодор предсказал будущую иконоборческую ересь и царствование воеводе Маврикию.

Будучи поставлен епископом Анастасиопольским, преподобный Феодор много потрудился на благо Святой Церкви. Святость преподобного была столь явной, что во время совершения Евхаристии благодать Св. Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Тяготясь бременем епископства и желая безмолвия, святой через 11 лет оставил кафедру и вернулся обратно в свой монастырь. Сотворив множество великих чудес, предсказав будущие события и свою кончину, мирно почил о Господе в 613 г.

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца

День чествования святого благоверного князя Всеволода (перенесение его мощей). В крещении – Гавриил. Внук Владимира Мономаха. За время жизни (около 1095-1138 гг.) построил много храмов, спасал людей от гибели в период голода. Был псковским князем.

Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088 — 1093 и 1095 — 1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.

Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых – собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128);. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них.

«Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, — отметил новгородский летописец, — а целовал крест новгородцам, сказав, «хочу у вас умереть»».

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135-1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: «изгнание претерпел еси от своих», — поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, «пустиша из города».

Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, «градов Киева и Пскова изрядная доброто», защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей.

Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм «об одном верху – Святая Троица».

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод – 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя – щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни «Чести моей никому не отдам».

27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.

Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы (память 1 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.

Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента

Почитание святых апостолов. Варфоломей (Нафаил) – один из 12 апостолов Христовых, проповедник Евангелия в Сирии и Малой Азии. Лука – сподвижник святого апостола Павла; писал иконы, является автором книги Деяний святых апостолов в Риме в 62-63 гг. Климент — епископ в Сардике (город в Малой Азии).

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна.

Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь.

На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию.

Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих.

Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары.

Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их.

В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами:

«Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную».

С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Преподобного Виталия Александрийского

Чествование памяти монаха (инока) Виталия. Спас молитвами многих падших женщин (блудниц).

Преподобный Виталий жил и подвизался во второй половине VI – начале VII века. Вступив в молодых годах в монастырь преподобного Серида, он пребывал здесь в строгом посте, воздержании, молитве, облекаясь в одежду чистоты и святости. Когда он достиг 60-летнего возраста, то оставил свой монастырь и отправился в Александрию. В это время Александрийский патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый.

Святой Виталий избрал себе в этом богоспасаемом городе необычайный вид подвига, который для людей, видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же, взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие (Псал.7:10), был угоден и благоприятен.

Преподобный составил себе список всех блудниц, живших в Александрии, и о каждой из них особо молился Богу, дабы Он отклонил их от грешной жизни. Старец нанимался на поденную работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей:

“Умоляю тебя за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха”.

И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. Наутро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой.

Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные добродетелями Виталия, сами вставали с ним на молитву. Святой убеждал таких покаяться, и многие из них оставляли свою греховную жизнь и выходили замуж за законных мужей. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там в посте и слезах проводили свою жизнь. Другие в мире проживали без мужа в чистоте, питаясь трудами своих рук.

И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого Виталия, потому что лишь только какая-нибудь из них начинала говорить о преподобном правду, то тотчас приходила в беснование. Видя это, прочие женщины уже не дерзали что-либо открыть людям о святой жизни Виталия. Народ же от этого еще больше соблазнялся о преподобном и каждый день укорял его, говоря:

“Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы”, – и плевали на него.

Святой Виталий, претерпевая всё с кротостью, радовался, слыша брань и обличение от людей, духом утешаясь, что люди считают его великим грешником. Иногда же обличавшим его он говорил:

“Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и монахи такие же люди”.

Некоторые советовали ему: “Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось чрез тебя монашество”. Он же, как бы сердясь, отвечал им: “Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его”.

Некоторые из клириков доложили святейшему патриарху Александрийскому Иоанну Милостивому, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил этому, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного инока, бывшего притом евнухом, крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о его добродетельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша , который сам шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал:

“Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово?” Святой ответил ему: “Поверь мне, человек, что за меня смиренного получишь и ты удар по щеке такой, что сбежится вся Александрия на твой крик”.

Спустя немного времени преподобный Виталий заключился в своей малой и тесной келии, которую он построил около “Солнечных” ворот, и там с миром отошел ко Господу. Никто в городе не знал об этом. В это время явился пред упомянутым юношей блудником бес в виде страшного эфиопа и сильно ударил его по щеке со словами:

“Прими удар, который прислал тебе монах Виталий”.

Тотчас юноша пришел в беснование и, упав на землю, валялся по ней в исступлении; при этом он рвал на себе одежду и кричал столь громко, что к нему сбежались жители всей Александрии. Он же долгое время мучился от беса. По прошествии нескольких часов, немного придя в себя, юноша поспешил к келии Виталия, взывая:

“Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие”.

Так крича, он быстро бежал, сопровождаемый народом. Когда же он приблизился к келии старца, то бес, бросив юношу на землю, скрылся.

Юноша, совершенно придя в себя, начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как старец предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим на коленях, как бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано:

“Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, праведный Судия”.

В это время явилась туда одна бесноватая, которая ранее хотела рассказать людям о святой жизни Виталия, как о том было упомянуто выше. Она пришла, извещенная о кончине преподобного Ангелом, и, прикоснувшись к честным останкам святого, тотчас получила исцеление. Точно так же начали получать исцеление при прикосновении к телу преподобного многие слепые и хромые.

Услыхав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя по своем отце и учителе. При этом они рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой и приходил к ним не для греха, а чтобы спасти их.

Народ же, услыхав их рассказ, говорил:

“Зачем же вы скрывали от нас святость жизни этого честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его?”.

Женщины отвечали на укоры народа, что сам старец с великими клятвами запрещал кому-либо рассказывать о его жизни и что как только кто-то начинал рассказывать его тайну людям, то приходил в беснование.

Когда обо всем происшедшем дошла весть до святейшего патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также увидав совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему на преподобного:

“Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому, как получил их оклеветавший святого юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что не послушал ваших доносов и тем избегнул греха и отмщения”.

Все клеветавшие и осуждавшие преподобного были сильно пристыжены.

После сего святейший патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их чрез весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плачущих и рыдающих, с честью предал их погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

Тот же юноша, который получил удары от беса, отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельною жизнью Виталия, положили для себя правилом никого никогда не осуждать. Будем подражать им в этом и мы, споспешествуемые молитвами преподобного отца нашего Виталия и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки.

Поделиться ссылкой:

Актуальные новости